«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций у обучающихся на второй ступени общего среднего образования и в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодежи»
Сроки реализации: 2018-2021
Данные о разработчиках и консультантах проекта
Разработчики проекта:
Гелясина Елена Владимировна, ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования», заведующий кафедрой педагогики, психологии и частых методик, кандидат педагогических наук, доцент, телефон +375-33-613-45-28, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Драгун Ольга Николаевна, директор УО «Полоцкая государственная гимназия №2»
Щербакова Тамара Ананьевна, заместитель директора по учебной работе УО «Полоцкая государственная гимназия №2»
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУДОВ «Витебский институт развития образования».
Гелясин Александр Евгеньевич, кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе ГУДОВ «Витебский институт развития образования», учитель-методист.
Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1. Государственное учреждение образования «Гимназия № 3 г. Витебска»
2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г. Витебска»
3. Государственное учреждение образования «Бешенковичская гимназия-интернат»
4. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Барани»
5. Государственное учреждение образования «Средняя школа №9 г. Орши»
6. Учреждение образования «Полоцкая государственная гимназия №2»
7. Государственная учреждение образования «Средняя школа №4 г. Новополоцка»
8. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Глубокое»
9. Государственное учреждение образования «Почеповский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
10. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г. Бреста»
11. Государственное учреждение образования «Городиловская средняя школа Молодеченского района»
12. Государственное учреждение образования «Средняя школа №12 г. Гомеля»
13. Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Гомеля»
14. Государственное учреждение образования «Гомельская Ирининская гимназия»
15. Государственное учреждение образования «Залесский ясли-сад-средняя школа Чечерского района»
16. Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Жлобина»
17. Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Мозыря»
18. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Буда-Кошелево»
19. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Добруша»
20. Государственное учреждение образования «Гимназия г. Чечерска»
21 Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Полоцка»
Сроки проведения инновационной деятельности: 2018-2021
Цель инновационного проекта:
Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметных компетенций
Задачи инновационного проекта:
1. Выявить сущность и структуру метапредметного результата обучения на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся 5-6 и 7 – 9 классов.
2. Разработать диагностическое обеспечение модели формирования комплекса предметных и метапредметных компетенций.
3. Выявить особенности процесса формирования метапредметных компетенций обучающихся в процессе освоения ими учебных программ по различным учебным предметам.
4. Создать технологическое и методическое обеспечение модели.
5. Выявить организационно-педагогические условия эффективного функционирования модели.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от внедрения проекта рассматриваются в двух планах: методическом и личностном.
Говоря о методических результатах, планируется разработать и описать:
1) уточненный состав метапредметных компетенций, освоение которых будет характерно для обучающихся на второй ступени общего среднего образования;
2) диагностическое обеспечение модели формирования метапредметных компетенций обучающихся на второй ступени общего среднего образования;
3) содержательное обеспечение модели и метапредметный потенциал содержания учебных программ по предметам;
4) основные «линии преемственности» в метапредметном содержании,
5) пути содержательного взаимообогащения предметного и метапредметного компонентов содержания,
6) процессуальную составляющую модели формирования метапредметных компетенций через контекстное (с учетом специфики конкретной учебной дисциплины) рассмотрение реализации образовательных технологий;
7) разновариантное дидактическое обеспечение, необходимое и достаточное для эффективного функционирования модели,
8) организационно-педагогические условия эффективного внедрения модели формирования комплекса метапредметных компетенций обучающихся на второй ступени общего среднего образования,
Личностный план внедрения инновационной модели предполагает, что к окончанию инновационной работы:
а) повысится уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций обучающихся,
б) повысится степень их самостоятельности, будет приобретена способность к самоопределению,
в) повысится уровень профессионального мастерства педагогов-участников проекта, обуславливающий успешность процесса формирования у обучающихся метапредметных компетенций,
в) обогатиться опыт реализации образовательного процесса на второй ступени общего среднего образования.
Состав участников инновационного проекта:
- Драгун Ольга Николаевна – директор гимназии, учитель физики высшей квалификационной категории, имеет победителей районного, областного, республиканского этапов республиканской олимпиады поучебному предмету «Физика»;
- Щербакова Тамара Ананьевна– заместитель директора по УМР, учитель белорусского языка и литературы первой квалификационной категории, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам «Белорусский язык», «Белорусская литература»;
- Черноморец Наталья Витальевна–учитель географии первой квалификационной категории, стаж в должности 23 года, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету «География»;
- Лиленко Наталья Михайловна- учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, стаж в должности 21 год, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»
- Рыкун Наталья Фадеевна- учитель белорусского языка и литературы высшей квалификационной категории, стаж в должности 23года, имеет победителей районного, областного, республиканского этапов республиканской олимпиады по учебным предметам «Белорусский язык», «Белорусская литература», лауреат республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2014»;
- Еронько Ольга Леонидовна–учитель истории высшей квалификационной категории, стаж в должности 33 год, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету «История»;
- Загрекова Ольга Андреевна - учитель английского языка высшей квалификационной категории, стаж в должности 11 лет, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету«Английский язык»;
- Хоменок Ирина Валентиновна - учитель математики первой квалификационной категории, стаж в должности 26 лет, имеет победителей районного, областного этапов республиканской олимпиады по математике;
- Кежа Светлана Валерьевна – учитель химии высшей квалификационной категории, стаж в должности 21 год, имеет победителей районного, областного, республиканского этапов республиканской олимпиады по учебному предмету «Химия».
Диагностические мероприятия в рамках инновационной деятельности с участниками образовательного процесса будет осуществлять педагог-психолог Добриян Елена Ивановна, высшее образование, высшая квалификационная категория.
Календарный план реализации инновационного проекта
Справка о промежуточных результатах реализации инновационного проекта |